факультет Машиностроительные технологии МГТУ им. Н.Э. Баумана
Студентам

расписание занятий
фото
профсоюз и др.
Абитуриентам

как поступить
направления подготовки и
специальности
условия приема и др.
телефон/факс:
8 (499) 263-66-33
(доб. 4150)
электронная почта:
nukmt@bmstu.ru

мы в социальных сетях:

История факультета МТ

МТ – старейший и единственный, из всех ныне существующих в МГТУ факультетов, который со дня основания Московского Императорского Технического Училища, и доныне оставался в составе ВУЗа, несмотря на все организационные и структурные изменения. За долгие годы существования, меняя названия и давая жизнь новым кафедрам, факультетам и институтам, создавая новые научные школы и методики подготовки инженерных кадров, факультет МТ превратился в ведущую в стране и мире школу подготовки инженеров практически по всем известным машиностроительным специальностям.



История нашего вуза ведет отсчет с 1830 г., когда император Николай I утвердил «Положение о Ремесленном учебном заведении», которые открылось в 1832 г. Его директор А.А. Розенкампф сумел превратить Воспитательный Дом, где обучали простейшим ремёслам, в школу, заслужившую право называться инженерной. В 1857 г. здесь открыли Высшие классы, в том числе и Механическое отделение во главе с профессором А.С. Ершовым (1818-1867). Его по праву считают отцом-основателем школы подготовки инженеров-механиков и родоначальником факультета МТ. Тогда же приступили к созданию «русского метода» - оригинальной системы производственного обучения. Она связана с педагогическими опытами Д.К. Советкина(1838-1912) . Тем самым была создана прочная база, на которой начался процесс превращения МРУЗА в высшее учебное заведение. Годом основания Императорского Московского технического училища стал 1868-й.

В XIX веке стало понятно, что успех будет сопутствовать странам, владеющими новыми технологиями. Машиностроение становится ведущей специальностью при подготовке инженеров. Механическое отделение ИМТУ готовило инженеров самого широкого профиля. Ученые А.П. Гавриленко(1861-1914), Д.Н. Лебедев (1840-1880), Ф.Е. Орлов (1842-1892), П.К. Худяков (1858-1935),Ф.М. Дмитриев (1829-1882) и их коллеги внесли большой вклад в развитие инженерной науки, заложили основы научных школ.

Высокий уровень подготовки выпускников позволили признать в 1903г. ИМТУ лучшим машиностроительным вузом России.



К началу Первой мировой войны Императорское Московское техническое училище фактически превратилось в высшую техническую школу политехнического типа. ИМТУ выпускало инженеров по семи техническим специальностям. По 5 из них готовило инженеров Механическое отделение: «Тепловые двигатели», «Механическая технология», «Электротехника» «Гидравлические машины и гидротехника» и «Инженерно-строительное дело».



В начале XX века большой вклад в развитие Училища внесли А.И. Астров (1872-1919), Н.Ф. Чарновский(1868-1938) , К.В. Кирш(1877-1919), А.М. Бочвар(1870-1947). Одним из самых ярких представителей целой плеяды талантливых ученых, преподававших в ИМТУ в начале XX века, несомненно, был В. И. Гриневецкий (1871-1919), чья научная и педагогическая деятельность неразрывно связана с механическим отделением ИМТУ. Благодаря ему связь образования с реальным промышленным сектором станет визитной карточкой методики подготовки инженеров в ИМТУ. За полувековую историю механический факультет прошел путь от отделения в составе Императорского Высшего Технического Училища до факультета, признанного не только в России, но и за рубежом. Именно сотрудниками будущего факультета МТ была разработана и внедрена в жизнь методологическая основа обучения инженерных кадров, получившая мировую известность как «русский метод подготовки инженера». Именно здесь формировались отечественные научные школы – конструкторская и теории машин и механизмов, материаловедения и гидравлики, технологии металла и дерева и научной организации труда, аэродинамики и гидродинамики, самолётостроения и автомобилестроения, теплотехники и прикладной математики и др. Из ремесленных мастерских выросли лаборатории. На их базе впоследствии были открыты научно-исследовательские институты, а из самого механического отделения сформированы новые факультеты.

В сложные годы Первой мировой войны(1914-1918) и революции (1917-1922 гг.), в первые годы советской власти сотрудники МВТУ оставались со своим народом, считая главным своим делом готовить для страны высококвалифицированные инженерные кадры.

20 марта 1930 г. вышел приказ № 1053 по ВСНХ СССР. МВТУ разделили на пять ВУЗов. В Слободском дворце остался небольшой вуз - Московский механико-машиностроительный институт (в декабре 1930 г. ему было присвоено имя Н.Э. Баумана). Он был создан из самого крупного и самого комплексного факультета Училища – механического. Всего на базе МВТУ создали более двадцати научных и учебных учреждений. Такое решение было в русле политики государства по созданию узкопрофильных ВУЗов для ускоренной подготовки инженеров в период увеличения темпов промышленного развития и формирования ВПК в обострившейся международной ситуации. В предвоенные годы профессия инженера в СССР стала массовой, требовался инженер – эксплуатационник. Однако прежде МВТУ готовило широкого мыслящего инженера-конструктора. Поэтому коллектив МММИ принял на себя ответственность сохранения традиции классической концепции инженерного образования и возрождения политехнизации инженерной школы России. «Русский метод» инженерного образования не исчез, он приобретал современное звучание в преподавательской и научной работе. Среди тех, кто сумел соответствовать этим важнейшим инженерным критериям - А.И. Зимин(1895-1974), М.В. Сторожев(1896-1979), А.И. Целиков (1904-1984), Е.П. Унксов(1910-1989), В.И. Залесский (1899-1975) , М.А. Саверин (1991-1952).

В годы Великой Отечественной войны бауманцы работали так, что лозунг «Все для фронта, все для Победы!» стал для них руководством в повседневной жизни. В период 1941 — 1944 гг. 215 тем было внедрено в промышленность, результаты многих работ приняты на вооружение Красной Армии. Вуз установил тесную связь с оборонными заводами. Формировались ударные бригады, в которые входили ученые и рабочие. Они создавали технологии производства боеприпасов и вооружения. Большое участие в этом деле приняли профессора и преподаватели механико-технологического факультета: академики Е.А. Чудаков, В.П. Никитин и др. Профессора М.А. Саверин, А.Н. Шелест, доценты Г.А. Шаумян, Г.И. Грановский, X.А. Арустамов, И.Я. Тер-Маркарьян и другие организовали конструкторское бюро для разработки конструкции противотанкового ружья. И.М. Беспрозванный, доценты Л.А. Рождественский, М.Н. Ларин, С.Л. Каменкович внесли серьезный вклад по внедрению в производство высокопроизводительных методов резания металлов. К.К. Хренов разрабатывал вопросы электросварки металлов. Научный и технический вклад предшественников современного факультета МТ в дело победы над врагом был весьма значимым.

22 мая 1943 года Государственный комитет Обороны СССР принял решение присвоить институту название «Московское ордена Трудового Красного Знамени высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана» и расширить количество специальностей. На совершенно ином отрезке времени, ученые и преподаватели, чьи интересы были связаны с механическим факультетом, вновь, как и в XIX веке, закладывали основы движения своего вуза к политехнизации. Так на новом витке времени проявлял себя «русский метод обучения» инженерных кадров. Еще два долгих года сражались за Победу на фронтах Великой Отечественной войны, но МВТУ уже разворачивалось в сторону послевоенных проблем, в сторону научно-технической революции.

Вторая мировая война превратила технические и технологические науки в важнейший элемент безопасности государства. Поэтому главной особенностью послевоенной истории факультета стал государственный приоритет в его развитии. Кроме того, государственную политику в отношении технического образования определяла наступившая в период холодной войны гонка вооружений. Потребность в высококвалифицированных кадрах инженеров и ученых-прикладников резко возросло. На протяжении десятков лет продолжалось сотрудничество кафедр факультета с предприятиями Военно-промышленного комплекса СССР. Поэтому выпускники факультета обладали реальным опытом проведения научно-исследовательских работ или практических разработок, что делало их востребованными специалистами в своей профессиональной области. Значительно расширилась и научно-исследовательская деятельность. Профессора Ю.А. Степанов, Г.Ф. Баландин, Е.А. Попов, Е.И. Семенов А.Г. Овчинников, Г.Б. Елисеев, А.И. Акулов и другие внесли существенный вклад в развитие НТР.

Таким образом, в советские и постсоветские годы факультет МТ проводил научные изыскания и готовил специалистов по самым современным и востребованным промышленностью направлениям, таким как литейное производство, обработка металлов давлениям, сварка, материаловедение и термическая обработка, резание металлов, станкостроение, технологии механосборочного производства, технологии приборостроения, метрология и взаимозаменяемость, организация производства.

После перехода, начавшегося в 1991 году, от плановой к рыночной экономике факультет МТ во многом изменился. В настоящее время в состав НУКа «Машиностроительные технологии» входят факультет «Машиностроительные технологии» и НИИ конструкционных материалов и технологических процессов. Факультет машиностроительных технологий включает в себя кафедры металлорежущих станков, инструментальной техники и технологии, технологий машиностроения, метрологии и взаимозаменяемости, литейных технологий, технологий обработки давлением, технологий сварки и диагностики, материаловедения, оборудования и технологий прокатки, электронных технологий в машиностроении, лазерных технологий в машиностроении, технологий обработки материалов, промышленного дизайна.

История факультета МТ тесно вплетена не только в историю МГТУ имени Н. Э. Баумана, но и в историю Отечества. Развитие старейшего факультета нашего университета неразрывно связано с изменением потребностей страны, становлением и развитием технологической науки, этапами НТР. «Русский метод» подготовки инженерных кадров наполняется новым содержанием. Традиции Университета являются тем фундаментом, на котором зиждется прогресс. Преподаватели, сотрудники и студенты сознают свою ответственность, поскольку, единственным из ныне существующих в Университете факультетов, чья связь с ИМТУ не прерывалась на протяжении всей славной истории вуза, – это современный факультет «Машиностроительные технологии». И в силу этого коллектив МТ устремлен в будущее, он готов к реализации новых современных образовательных и научных программ, к обучению и воспитанию инженера XXI века. Факультет «Машиностроительные технологии» принимает самое активное участие в формировании будущего России.